Часы с репетиром японские. Минутный репетир (Minute Repeater)

Часы, способные озвучивать время, родились раньше других. Но до сих пор они считаются самыми сложными, дорогими и престижными

Слово “репетир” переводится как “повторение”. Потому что это устройство с помощью звука повторяет показания часовых стрелок. В XVII и XVIII веках эта функция была в часах одна из самых актуальных и необходимых. В те времена люди не знали даже, что такое спички, а потому с наступлением темноты, находясь на улице, в пути и даже дома, узнать, который час, было практически невозможно. Поэтому они и родились раньше всех остальных престижных усложнений – турбийонов, вечных календарей и даже хронометров – в 1676 году.

Но удивляться тому факту, что они существуют до сих пор, все равно что удивляться, почему в век айфонов, UHD-камер и телевизоров и 3D-принтеров до сих пор на свете есть художники и скульпторы. Дело в том, что репетир – это неотъемлемая часть истории, науки и высокого часового искусства. Это вершина самого престижного класса часов .

По своей сути репетир – это первый компьютер, причем механический. Первым создал этот механический компьютер англичанин Эдвард Барлоу. Его репетир был часовым и “тупо” отбивал, скажем, 11 раз, даже если до полуночи оставалась пара мгновений. Потом плеяда блестящих британских мастеров во главе с Дэвидом Куэйром научила репетиры отбивать не только часы, но и четверти, 10-минутки, 5-минутки и минуты.

столько видов репетиров существует

По этой точности репетиры и различаются – часовые, четвертные, децимальные, пятиминутные и минутные. Самыми крутыми считаются минутные. Главное преимущество репетира перед часами с боем в том, что репетир звонит только тогда, когда этого хочет хозяин. Тогда как часы с боем дисциплинированно разбудят вас, дабы информировать, что наступило 4 часа утра (если вы, конечно, не забыли отключить на ночь функцию боя).

Состоит механический компьютер из двух половинок – часовой и репетирной. Поэтому внутри корпуса репетиров, как правило, два заводных барабана, каждый из которых питает энергией свою половинку. Есть гонги в виде проволочных колец, намотанных в несколько витков вокруг механизма, и молоточки, которые бьют по гонгам. Есть блок деталей, которые похожи на улиток и поэтому так и называются. Каждая из улиток связана с соответствующими колесами часового механизма и поэтому знает, который час. В итоге, когда вы нажимаете на боковой рычаг активатора, часовой, четвертной и минутный рычаги “обращаются” к своим улиткам, узнают от них, сколько ударов надо отбить, а затем раскрутившаяся центрифуга передает свою энергию и приводит в движение молоточки, и те молотят по гонгам.

Почти у всех современных наручных репетиров два гонга – с низким и тонким тембрами. Сначала “басом” отбиваются часы – “Бом!”, затем наступает очередь четвертей, которые принято озвучивать сдвоенными ударами обоих молоточков: “Бим-бом!” А потом одиночными ударами по тонкоголосому гонгу озвучиваются минуты: “Бим!” Наибольшее количество ударов – 32 – можно услышать, если активировать минутный репетир в 12:59.

В названиях некоторых минутных репетиров иногда присутствует словосочетание Grande или Petit Sonnerie (большой бой или малый бой). Это означает, что модель способна сообщать время не только по вашему желанию, но и сама по себе. Часы с функцией большого боя имеют лишь Gérald Genta, , , , , , Philippe Dufour, и с этого года и .

Вот как выглядит репетир в часах A.Lange Söhne — Lange Zeitwerk Minute Repeater:

Но самое главное в репетирах – количество нот, которые они отбивают по запросу. Великие компании Patek Philippe, , Gérald Genta, Jaeger-LeCoultre и Greubel Forsey создали карильоны с кафедральным боем – то есть часы с четырьмя гонгами, которые могут исполнять мелодию. Четыре гонга – это четыре ноты. Создатели остановили свой выбор на одной из самых известных мелодий в мире, которую исполняют куранты Вестминстерского аббатства: “Ми-до-ре-соль; соль-ми-ре-до”. То есть если вы видите в названии репетира слова carillon или Westminster – перед вами репетир наивысшего класса (обычные имеют два гонга).

Обладание часами с минутным репетиром во все времена демонстрировало высочайший статус и состояние человека. Вспомните Евгения Онегина, которого с бульвара на обед звал недремлющий :

Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Это и помогло им пережить появление и электричества, и люминесцентных циферблатов.

Главная сложность при создании наручных репетиров – небольшой размер корпусов, в которых нужно найти место для резонансной камеры, чтобы звук боя был слышен. Лучшим звукопроводным материалом является сталь, из драгоценных металлов – белое золото. Худший – платина, но именно ее производители чаще всего используют при создании репетиров, очевидно, стремясь подчеркнуть, что им не страшны никакие трудности.

Наибольший вклад в развитие минутных репетиров в последнее время внесли такие гранды высокого часового искусства, как Patek Philippe, Ulysse Nardin и особенно Jaeger-LeCoultre. Эти компании вообще первыми начали выпускать репетиры с четырьмя гонгами и из года в год наращивают свое преимущество.

Ulysse Nardin отличается от прочих производителей репетиров тем, что старается дополнять свои звуковые часы еще и автоматонами (они же жакемары) – движущимися в такт с боем фигурками людей или животных.

Репетиры и сейчас способны производить очень немногие мастера. Например, это главный доход известного независимого мастера Кристофа Кларе. Этот невысокого роста обаятельный человек обслуживает все швейцарские часовые компании, которые не сподобились наладить репетирное производство.

Фотографии: пресс-службы часовых брендов

нашли ошибку в тексте? выделите её и нажмите ctrl + enter

Репетир (от франц. répéter повторять) – это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время.

Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем времени.

Комплексный механизм обычно указывает часы, четверти часа и минуты.

Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. При нажатии кнопки, различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты.

Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона.

Изобретением этого механизма мы обязаны темноте. Действительно, до изобретения люминесцентных красок было крайне сложно определять время в темноте. Первые репетиры были произведены для нужд людей, которым приходилось много путешествовать, в том числе и ночью. Сегодня производство репетиров свидетельствует о вершинах мастерства часовых компаний.

Первый патент на устройство репетира для карманных часов был выдан в 1687 году английскому часовому мастеру Даниэлю Квэа (Danial Quare) Королем Яковом Вторым (Jacob II).

“Второе пришествие” их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы Фредерик Пиге (Frederic Piguet) и Бланпа (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.

Репетиры бывают нескольких типов: часовые, четвертьчасовые, пятиминутные, минутные, Grande Sonnerie, Carillon и Jaquemart.. Последние четыре типа являются самыми сложными в исполнении. Их производство требует особых навыков и таланта от часовщиков, металлургов и музыкантов. Ранее также выпускались и 7-минутные репетиры.

При нажатии кнопки с левой стороны корпуса часов (обычно напротив цифры 9), различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты. Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона. Например, в 5:23 пятиминутный репетир одним тоном пять раз отобьет часы, а затем другим тоном четыре раза отобьет пятиминутные интервалы, четвертьчасовой репетир пять раз отобьет часы и один раз пятнадцатиминутный интервал.

Четвертьчасовые репетиры сейчас выпускают две фирмы – Audemars Piguet и Kelek. Интересен тот факт, что четвертьчасовой репетир стоит примерно в три раза дороже, чем пятиминутный от одного и того же производителя. Это притом, что по техническим параметрам оба механизма почти одинаковы. Это связано, скорее всего, с тем, что пятиминутные репетиры появились больше 20-ти лет назад, когда труд был дешевле и продано таких часов уже достаточно много. Четвертьчасовой же репетир был разработан сравнительно недавно специально для фирмы Kelek.

Самыми сложными среди репетиров считаются Grande Sonnerie, которые отбивают часы и четверти часа автоматически. Но при нажатии на кнопку боя Grande Sonnerie будет повторять бой столько раз, сколько Вы этого захотите. Существует разновидность Grande Sonnerie – Petite Sonnerie. Эти часы автоматические отбивают только полные часы.

Часы Grande Sonnerie расходуют большее количество энергии по сравнению с обычными репетирами, поэтому функцию автоматического боя делают отключаемой.

Самым мелодичным среди репетиров признан Carillon – репетир, у которого четверти часа отбиваются тремя или четырьмя колокольчиками различной тональности. Обычно данная функция реализовывалась в карманных часах. Впервые наручные часы с репетиром Carillon были сделаны фирмой Audemars Piguet – модель “Jules Audemars Grande Sonnerie Repetition Minutes Carillon”. Модель имеет две разновидности – Grande Sonnerie и

Petite Sonnerie с запасом хода 20 и 60 часов соответственно.

Jaquemart – еще одна разновидность репетиров. Jaquemart – это маленькие фигурки (чаще всего молотобойцев), движущиеся, когда репетир отбивает время. Фигурки движутся таким образом, что создается впечатление, что это именно они издают мелодичный бой. Располагаются фигурки обычно на циферблате. Одним из ярких примеров являются часы “San Marco Jaquemarts Repetition Minutes” от Ulysse Nardin, где фигурки на циферблате копируют фигурки на башенных часах

Собора Святого Петра на площади Святого Марка (San Marco) в Венеции.

Стоит отметить, что часы с репетиром являются скорее коллекционными, чем утилитарными, а их стоимость намного выше, чем стоимость многих сложных часов. Например, часы с репетиром Grande Sonnerie от Gerald Genta, выпущенные в количестве девяти штук, были проданы по цене 1,2 миллиона швейцарских франков за каждые.

Собираясь купить швейцарские часы, искушенный потребитель непременно поинтересуется о наличии репетира. Вслед за турбийонами и вечными календарями репетиры приобрели небывалую актуальность среди пунктуальных почитателей часовых механизмов. Турбийон в часах уже не вызывает должного интереса, поскольку этим часовым усложнением на сегодняшний день снабжены и престижные RoccoBarocco, и откровенные поделки сомнительного происхождения. Но параллельно "турбийоновой инфляции" растет курс других оригинальных усложнений и, прежде всего, репетира...

Часы с репетиром были сконструированы для того, чтобы напоминать владельцу время вдали от башенных часов, в полной темноте, где-нибудь на дальней дороге, там, где даже луна не блестит. Светящиеся фосфорные стрелки - более позднее изобретение; они появились во времена первой мировой войны. В XVIII веке особо выбирать не приходилось: либо снабдить часы "слепой" индикацией по типу азбуки Брайля, либо научить их издавать звуки. Первые карманные репетиры звонили в колокольчик, но великий Абрахам Луи Берге предложил использовать гонг в виде металлической пластины или свернутой струны. В связи с этим до сих пор главной проблемой часовщиков является создание сильного и длительного сигнала, способного преодолеть герметически закрытый корпус часов.

Учитывая то, что любой репетир достаточно сложен, а производители справедливо гордятся тем, что они вообще способны его сделать, существует внутренняя градация репетиров. Четвертные репетиры отбивают часы и полные четверти часа. Таким образом, их звуковая точность составляет плюс-минус четырнадцать минут. Пятиминутный репетир вместо полных четвертей озвучит количество пятиминутных интервалов, доводя погрешность до четырех минут. Минутный репетир отзвонит сначала часы, потом другим тоном - четверти, третьим - количество минут. Например, в 10 часов 48 минут минутный репетир пробьет десять часов, три четверти и три минуты. Даже при минимальном навыке устного счета, сбиться трудно. Репетир приводится в действие специальной кнопкой, которую обычно размещают слева, напротив заводной головки. Нажимая на спуск репетира, взводится пружина, а молоточки начинают мелодичный перезвон. Есть репетиры, которые сообщают время без специального запроса. Это так называемые Grand Sonnerie и Petite Sonnerie. Они имеют автономный запас энергии и отдельный барабан с пружиной, которая взводится вместе с заводом часов. Grand Sonnerie рассчитан на часы и четверти, а Petite Sonnerie только на часы. Понятно, что всегда есть возможность при необходимости выставить режим тишины, чтобы звон не сопровождал владельца репетира весь день. Иногда к часам добавляют музыкальную шкатулку - карильон. Например, знаменитые часы Opera II работы Girard Perregaux можно попросить сыграть что-нибудь из Моцарта, они откликнутся несколькими музыкальными фразами из Моцарта или из Чайковского (на что указывает аббревиатура MZT и TKY на циферблате).

Репетиры никогда не перепроизводятся. Минутные репетиры Patek Philippe идут только на заказ, а чтобы его осуществить, потребуется описание клиента с его данными. Окончательное решение, достоин ли клиент носить патековский раритет, примет лично глава Patek - Филипп Штерн.

В создании репетиров речь идет о десятках или сотне штук. В отличие от престижных Rochas для репетиров совершенно не обязательны драгоценные материалы. Поскольку платина глушит звук, а простая сталь резонирует лучше золота. Не зря же Франсуа-Поль Журн - основатель, владелец и главный часовщик F.P.Journe Invenit et Fecit - сделал свой знаменитый Repetition Minutes Souveraine из стали. Он говорит, что никакой другой материал не дал бы такого резонанса и чистого звука, при этом добавляет, что самым трудным при создании "суверена" была его защита от случайных поломок. Репетиры очень хрупки.

До недавнего времени среди главных преимуществ репетира считалась его аристократическая скромность. Глава Blancpain Марк Хайек как-то обмолвился, что ему очень нравится ходить с драгоценными часами на руке и видеть, что никто не понимает их истинной ценности. Они похожи на обыкновенные часы с двумя стрелками. Турбийоны уже различают, а вот репетиры еще нет.

Впрочем, то, что для пуриста и ретрограда Хайека выглядит достоинством, другим кажется недостатком. Клиенты все чаще стали настаивать, чтобы дивные движения молоточков были на виду, раз уж за них столько заплачено. Да и часовщики, собственно, не прочь были лишний раз похвастаться своими механизмами. Так что теперь все чаще молоточки репетира выложены на циферблате. И в журновском Souveraine, и в Сhopard L.U.K. Tech Strike One, где прекрасный механизм репетира выставлен напоказ вокруг римской цифры XII. А прошлогодней осенью Jaeger-leCoultre начал выпуск своего нового минутного репетира Hybris Mechanica f Grande Sonnerie. Конечно, как это принято у Jaeger-leCoultre, это вышел всем репетирам репетир: с минутной точностью, с Вестминстерским карильоном, который вызванивает мелодию Биг-Бена. В качестве скромного дополнения - вечный календарь и "летящий" турбийон.

Бесспорно, что Rado часы достойны самых высоких оценок, но любой репетир имеет коллекционный статус, а потому цена на него будет только расти.

Сегодня, чтобы узнать, который час, даже необязательно иметь под рукой часы: достаточно взглянуть на экран мобильного телефона, что легко сделать даже ночью. Однако вплоть до начала XX века эта простая, на первый взгляд, процедура сопровождалась определенными сложностями. До повсеместного распространения электричества с наступлением темноты время на часах узнавали разными способами. Одни ориентировались по часам с боем, которые отбивали время строго каждый час, не спрашивая у хозяина, хочет ли тот нарушать свой покой, скажем, во время ночного сна. (Кстати, стоило забыть завести такие часы, как в механизме тут же наступал разлад, и нужно было обращаться к часовому мастеру для его настройки). Те, у кого не было часов с боем, зажигали свечи, что было крайне хлопотно особенно в ту пору, когда еще не существовало спичек. Еще одним способом определения времени был тактильный способ. До конца XVI века в ходу были часы с рельефными метками на циферблате. В то время стрелка у часов была только одна – часовая, и пока на циферблатах не появились стекла, время вполне можно было узнавать на ощупь.

Настоящим спасением для человека эпохи Средневековья стало изобретение часов, которые отбивали время звуками разной тональности, говоря современным языком – репетиров. В отличие от часов с боем репетиры озвучивали время по желанию хозяина и не сбивались в случае остановки часов. В настоящее время различают минутные, четвертные и пятиминутные репетиры, которые помимо истекших часов озвучивают также минутные интервалы, четверти часа, пятиминутные временные отрезки. Несколько менее распространенными являются получетвертные (с индикацией временных интервалов продолжительностью 7,5 минут), децимальные (с индикацией 10-минутных промежутков) и получасовые репетиры. Независимо от вида репетира, принцип работы часового механизма с акустической индикацией, как правило, базируется на сочетании звуков низкого и высокого тона, которые производят специальные молоточки, бьющие по гибким, чаще всего стальным гонгам, расположенным на периферии механизма.

В четвертных репетирах звуками низкого тона отмечается количество часов, высокими звуками – истекшие четверти часа. Так, если владелец часов нажмет на кнопку в 22:37, то услышит сначала 10 ударов в низком регистре, а затем еще 2 в высоком.

Пятиминутный репетир высокими звуками отзванивает временные отрезки продолжительностью 5 минут, а 15-минутные интервалы озвучиваются сочетанием нот высокого и низкого тона. Вышеупомянутые 22:37 пятиминутный репетир озвучит следующим образом: сначала 10 низких звуков, затем 2 сдвоенных удара и, наконец, 1 удар высокого тона.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за озвучивание минут. Те же 22:37 в случае с минутным репетиром превратятся в комбинацию из 10-ти ударов низкого тона, 2-х сдвоенных уларов и 7-ми ударов высокого тона. Самые сложные минутные репетиры в качестве дополнительной опции используют механизм автоматического боя, который бывает двух видов – Grande и Petite Sonnerie (большой и малый бой). Принципиальное отличие между этими механизмами состоит в том, что в случае с Grande Sonnerie перед озвучиванием каждой четверти часа, механизм повторяет количество часовых ударов. В случае с Petite Sonnerie такого повтора не происходит.

Даже по описанию разновидностей репетиров, видно, что перед нами довольно сложный механизм. Давайте рассмотрим, как работают ключевые элементы системы, превращающей время в музыку.

Основа механизма располагается непосредственно под циферблатом. Чуть ниже свое место занимают гонги. Расположены они таким образом, чтобы вокруг них всегда оставалось свободное место, необходимое для чистоты звука. У репетира имеется отдельная заводная пружина, которая взводится каждый раз, когда владелец часов нажимает на соответствующую кнопку или ползунок (гашетку). Во взведенном состоянии пружина приводит в движение гребенку, контролирующую бой, после чего через систему паллет зубцы гребенки передают импульс молоточкам, которые, ударяя по гонгам, производят звук. За тем, чтобы гребенка поворачивалась на строго определенный угол (от этого зависит количество ударов, которые будут отбивать молоточки), следит так называемая улитка, ограничивающая движение гребенки и напрямую связанная со стрелочным механизмом. Каждому виду боя соответствует своя в плане формы пара «гребенка-улитка».

Из истории репетира

Создание первого механизма, отбивающего часы и четверти часа, приписывают священнику времен английского короля Якова II, Эдварду Барлоу (урожденный Эдвард Бут), который снабдил часы звуковой индикацией еще в 1676 году.

Изобретение Барлоу наделало много шума в кругах лондонских часовщиков и применялось поначалу в интерьерных, а позже и в переносных часах. Правда, здесь возникает вопрос по поводу авторства. В 1686 году патент на переносные часы с четвертным репетиром получил другой часовщик Якова II Дэниэл Куэйр. Как такое могло получиться?

Очень просто. Свои изобретения королю представили оба мастера, но Яков II отдал предпочтение Куэйру, возможно потому, что его конструкция была немного удобнее. В часах Барлоу элементы управления репетирным механизмом располагались по обе стороны корпуса, одна отвечала за индикацию часов, другая – четвертей часа. В варианте Куэйра у основания корпуса располагался один штырек, который управлял и индикацией часов, и озвучиванием четвертьчасовых интервалов.

Первые серьезные модификации четвертные репетиры претерпели уже в следующем веке. В 1710 году Сэмюэль Уотсон изобрел пятиминутный репетир, а уже в 1750 году (по другим данным в 1715-м) на свет появился минутный репетир, изобретенный Томасом Мьюджем.

В первых часах с репетиром в качестве механизма звуковой индикации использовалась система «молоточек-колокольчик». При этом колокольчики, которые крепились в углублении задней крышки, были довольно большими и делали корпус часов достаточно массивным, проще говоря, толстым. В 1740 году часовщик Юлиан Леруа (Julian Le Roy) представил репетир, в котором альтернативой колокольчику выступал металлический брусок. Корпус часов стал чуть тоньше, а звук репетира более приглушенным, что позволяло не мешать окружающим.

Не обошлось в деле совершенствования репетиров и без великого Авраама-Луи Бреге. В 1783 году будущий изобретатель турбийона создал часы с репетиром, в которых вместо традиционных колокольчиков использовал гибкие стержни виде пружин. Поначалу пружины располагались крест-накрест на платине, однако позже их стали закручивать вокруг механизма, что позволяло не только экономить место, но и добиваться более гармоничного звука.

Репетиры стали отдельным культурным явлением и снискали большую популярность в высших кругах Европы. Но популярность эта продлилась недолго. В 30-е гг ХIХ века были изобретены относительно безопасные фосфорные спички, с помощью которых стало удобно зажигать свечи, а когда появились газовые и керосиновые лампы интерес к репетирам стал слабеть. Более того, изобретение англичан чуть было не отправилось на свалку истории, после того, как в начале прошлого века появились первые электрические лампочки. Смотреть на часы теперь было удобно в любое время суток, а дорогостоящие модели со звуковыми механизмами стали преимущественно уделом коллекционеров. Тем не менее, для признанных мэтров часовой индустрии сложность конструкции репетира всегда была сродни вызову, поэтому крупнейшие часовые компании продолжали выпускать «музыкальные» часы небольшими сериями, тем самым демонстрируя свои технические возможности. Чаще всего такие модели были карманными.

Раньше других сделать репетир компактным и представить его в форме наручных часов удалось компании Audemars Piguet и случилось это в далеком 1892 году.

Далее вплоть до конца ХХ века репетиры выпускаются не столько в коммерческих целях, сколько для поддержания престижа. Ведь такие часы мало просто создать – чтобы добиться идеально согласованной работы всех деталей звукового механизма (а их немало), нужно потратить не меньше 100 часов. Кроме того, непременным условием успешной настройки репетира становится наличие у мастера абсолютного слуха. Отсюда вытекает стабильно высокая стоимость моделей с репетиром и тот факт, что делают такие часы, чаще всего, на заказ.

Репетиры ХХI века: точность, громкость, чистота

То, насколько четким и громким будет звук репетира зависит от ряда параметров, одним из которых является материал корпуса. Если в обычных часах главная задача корпуса – защита механизма, то в часах с репетиром корпус выполняет еще и функцию резонатора, т. е. передает и усиливает звук. Лучше всего это делают прочные, но легкие материалы с не очень высокой плотностью, так как высокая плотность гасит звук. Из драгоценных металлов предпочтение чаще всего отдается розовому золоту, (считается, что оно делает звук более теплым). Из недрагоценных материалов в фаворе – титан. В частности именно из титана изготовлен корпус новинки салона Baselworld 2016 – Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater.

Часы позиционируются, как самый тонкий в мире репетир. При толщине корпуса 6,85 мм, толщина механизма составляет 3,12 мм. Такие показатели противоречат самой концепции часов с репетиром, требующей оставлять достаточно пространства, чтобы корпус мог служить резонатором. Чтобы сохранить нужную чистоту и громкость звука, в титановом корпусе часов проделали прорези, которые попутно выполняют функцию часовых меток. Еще одним решением, работающим на качество звука, стало крепление гонгов непосредственно на корпусе.

Раз уж мы заговорили о гонгах, то нужно отметить, что не только материал, но даже размер и сама форма гонгов диктуют то, каким на выходе будет звук.

Так как размер гонгов ограничен компактным пространством корпуса, производители, работающие над оптимизацией репетирных механизмов, делают это в направлении формы и материала гонгов. Чаще всего гонги изготавливаются из стали, реже – из золота. В случае с золотом в расчет берется скорее престижность материала, чем его физические свойства. К тому же, делать гонги из золота не очень удобно по той простой причине, что любое золото представляет собой сплав с разным процентным содержание целой группы металлов. Даже если производителям удастся найти идеальную формулу сплава, малейшее изменение состава неминуемо отразится на качестве звука.

Что касается формы, в последнее время производители вместо традиционных гонгов с круглым сечением все чаще предлагают квадратные гонги. Существует мнение, что квадратное сечение увеличивает площадь контакта молоточка с гонгом. Впервые подобное решение предложила компания JaegerLeCoultre. В 2005 году марка представила часы Master Minute Repeater, время в которых отзванивали квадратные гонги, изготовленные из сапфира. Ставка здесь была сделана на то, что в сапфире и металле, из которого изготовлены гонги, звук распространяется с разной скоростью, что и позволило добиться особенно чистого звучания часов.

Та же Jaeger LeCoultre первой изменила саму конструкцию деталей, снабдив свои часы молоточками-требюше. Если обычный молоточек представляет собой монолитную конструкцию, то молоточек-требюше состоит из двух частей – фиксированной ручки и головки, соединенных подвижным шарнирным сочленением и работающих по принципу катапульты. За счет подвижного соединения головка молоточка сильнее ударяет по гонгам, извлекая более мощный звук, и быстрее от них отскакивает, не гася извлеченные ноты.

Jaeger LeCoultre Hybris Mechanica 11 Minute Repeater Flying Tourbillon c молоточками-требюше

Оригинальную конструкцию гонгов предложила компания Chopard. В первом минутном репетире марки, получившем название L.U.C Full Strike, гонги образуют единое целое со стеклом циферблата (стекло и гонги изготовлены из единого сапфирового блока). Ударяя по гонгу, молоточек создает вибрацию, которая передается стеклу циферблата, а стекло в свою очередь выполняет функцию резонирующей мембраны, наподобие той, которая используется в динамиках звуковых колонок.

Помимо гонгов в часах с репетиром есть и другие детали, способные издавать звук. Речь идет о спуске репетира, задача которого контролировать скорость боя и обеспечивать оптимальные паузы между звуками в процессе звучания мелодии. Деталь, безусловно, важная, но очень шумная. В процессе работы репетира именно спуск создает характерное жужжание, которое может практически заглушить саму мелодию, лишив хозяина часов удовольствия от прослушивания музыки времени.

Для устранения этой проблемы в репетирах последних лет (Chopard L.U.C Full Strike Minute Repeater, Cartier Rotonde De Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon, Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater, Panerai Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon GMT) многие производители используют бесшумный регулятор-гувернер, а вот компания Breguet для своих часов Tradition 7087 Minute Repeater предложила совершенно неожиданное решение, заменив обычный спуск магнитным регулятором.

В случае с традиционной механикой, вся начинка которой выполнена из металла, такой подход был бы попросту невозможен. Однако, учитывая тот факт, что важнейшие функциональные детали механизма (колесо и пружина баланса) в модели Breguet Tradition 7087 Minute Repeater выполнены из кремния, проблема отпадает сама собой.

Для усиления звука Breguet также изменила способ крепления гонгов. В этой модели они закреплены не на платине, стекле циферблата или корпусе, а на внутреннем безеле (ранте). В свою очередь рант закреплен на корпусе при помощи 3 подвижных опор, за счет чего и внутренний безель, и стекло циферблата вибрируют вместе с гонгами. При этом корпус вибрирует на частоте минутного гонга, а стекло и внутренний безель на частоте часового гонга.

Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie. Конструкция корпуса

Механизм репетира, как правило, потребляет очень много энергии. Другими словами, если хозяин часов увлекся прослушиванием мелодии, а запаса хода в часах осталось мало, то они могут попросту остановиться. Для модели Zeitwerk Minute Repeater компания A. Lange & Sohne разработала специальное устройство, которое блокирует работу звукового модуля, если запас хода снижается до 12 часов. Критичные для работы репетира 12 часов на индикаторе запаса хода отмечены красной точкой.

Другим защитным механизмом в часах со звуковой индикацией является функция «все или ничего». Часы не издадут ни звука, если кнопка или ползунок репетира нажаты не до конца.

Со времен создания первого репетира прошло уже более трех столетий. И хотя все те проблемы, которые привели к появлению часов со звуковой индикацией, давно устранены, а время можно посмотреть и на обычных часах, и на любом из современных гаджетов, вместо того, чтобы кануть в лету часы с репетиром только набирают популярность. Звучащие модели овеяны заслуженным ореолом престижа, поскольку созданием репетиров на сегодняшний день занимаются считанные часовые мануфактуры. И если в активе той или иной марки имеются часы с подобным усложнением, один этот факт служит подтверждением того, что перед вами – настоящий виртуоз часового дела.

В наши дни часы, отбивающие время, из необходимого атрибута превратились в демонстрацию часового мастерства. Поэтому на ежегодном женевском смотре часовых достижений каждая уважающая себя компания представляет свой репетир.

Минутные репетиры - самые сложные, дорогие и престижные часы. Они способны информировать вас о текущем времени с помощью боя. Когда не было электричества и даже спичек, эти часы были очень нужны. Сейчас их производят, чтобы сохранить традиции высокого часового искусства, ну и продемонстрировать величайшие возможности своей мануфактуры. К тому же они продолжают исполнять самую важную роль современных часов - привлекать всеобщее внимание. А поэтому минутные репетиры есть в модельном ряду каждого уважающего себя дома. Причем с каждым годом они становятся все совершеннее, эффективнее и громче, в чем можно было убедиться на прошедшем в январе Международном салоне высокого часового искусства в Женеве.

ROGER DUBUIS HOMMAGE MINUTE REPEATER

Скелетонизированным минутным репетиром с турбийоном решил отметить свое 20-летие дом Roger Dubuis. Модель включили в особую коллекцию Hommage, часы для которой создает сам мастер-основатель бренда Роже Дюбюи. Автоматический базовый мануфактурный механизм RD104 имеет два эксцентрических микроротора, врезанных в платину, а также парящий турбийон с новой кареткой, которая дает балансовому колесу оптимальный момент инерции, устойчивость и стабильность. Гонги репетира имеют прямоугольную форму, обеспечивающий максимальный контакт с молотками и долгий чистый звук. Корпус сделан из розового золота.

JAEGER-LECOULTRE MASTER GRANDE TRADITION GRANDE COMPLICATION

Самые красивые и сложные часы с минутным репетиром создала мануфактура Jaeger-LeCouItre. Это астрономический и зодиакальный календарь с уравнением времени и орбитальным парящим турбийоном, который совершает против часовой стрелки полный оборот по циферблату за 23 часа, 56 минут и 4 секунды. Положение каретки показывает не земное, а звездное сидерическое время. Циферблат представляет собой карту Северного полушария неба. На ней изображены знакомые всем звезды и созвездия: Большая Медведица, Полярная звезда, Кассиопея, а также 12 зодиакальных созвездий. По краю небосвода вращается Солнце, которое совершает оборот ровно за 24 часа. Своим положением оно указывает на знаки зодиака, месяцы и дни недели, обозначенные на круговой шкале. Минутный репетир оснащен кафедральными гонгами и молоточками особой конструкции. Калибр Jaeger-LeCouItre 945 с ручным заводом имеет кремниевый спуск и состоит из 527 деталей, запас хода 40 часов. Корпус 45 мм из розового золота.

PARMIGIANI TORIC TECNICA ST.BASIL

В коллекции совершенных минутных репетиров Toric от Мишеля Пармиджани появились сразу две новых модели - Toric Capitole Waves и Toric Tecnica St.Basil. Особый интерес для нас представляет вторая, так как она сделана специально для российского рынка. Это вообще одна из самых сложных моделей в истории дома Parmigiani. В 45-миллиметровом корпусе из платины уместились минутный репетир, турбийон, вечный календарь, хронограф и индикатор запаса энергии. Механизм с ручным заводом PF351 наполовину скелетонизирован, его платины декорированы рельефным узором CluesdeParis, представляющим собой разновеликие пирамидки. Основная платина со стороны задней крышки покрыта эмалью с изображением куполов храма Василия Блаженного.

CARTIER ROTONDE DE CARTIER GRANDE COMPLICATION SKELETON

Легендарный парижский часовой и ювелирный Дом представил самые сложные часы в своей славной истории - минутный репетир, турбийон и вечный календарь в 45-миллиметровом платиновом корпусе. До этого часы со всеми перечисленными усложнениями у Cartier уже были, но вместе они собрались впервые. Сложнейший автоматический механизм Calibre 9406 МС из 578 деталей имеет высоту 5,49 мм, что очень мало для калибров такого класса. Скелетонизировав его, мастера усложнили свою задачу до предела, но блестяще с ней справились, о чем свидетельствует знак высшего часового качества - Женевское клеймо. Будут выпущены 50 экземпляров по 520 000 евро каждый. На 100 тысяч больше стоит версия в платиновом корпусе, инкрустированном алмазными багетами весом 4 карата.

Независимому дому Audemars Piguet удалось, казалось бы, невозможное - создать первый наручный репетир, бой которого можно расслышать, не напрягаясь, даже на некотором расстоянии. Концептуальность часов заключается в том, что это авангардный скелетон с гонгами из секретного сплава, который надо ковать особым образом при строго определенной температуре. Работа над рецептом сплава и технологией производства гонгов продолжалась аж восемь лет. В ней принимали участие ведущие ученые Технологического института Лозанны. Корпус Royal Oak сделан из стали и титана - лучших проводников звука. Модуль минутного репетира с бесшумной центрифугой был водружен на мануфактурный базовый механизм АР2937 с ручным заводом, турбийоном и хронографом. Новый механизм получил артикул Calibre 2874SS. Он состоит из 460 деталей и имеет запас энергии на 40 часов.

A.LANGE & SOHNE ZEITWERK MINUTE REPEATER

Когда мануфактура из Гласхютте представила модель с боем Zeitwerk Striking Time, было ясно, что это первый шаг на пути к созданию собственного репетира. Ждать пришлось три года, но это того стоило. Zeitwerk Minute Repeater - первый репетир с цифровой дисковой индикацией времени, что существенно затруднило работу. Если во время боя сработает индикатор минут, модуль репетира придется отправлять в ремонт. Пришлось создавать систему отключения модуля репетира от часового механизма на время боя. Еще одна особенность в том, что это децимальный репетир: то есть он отбивает не четверти часов, а десятиминутные интервалы. Обслуживает часовой механизм и модуль репетира один барабан, который самостоятельно отключает функцию боя, когда до истечения энергии заводной пружины остается менее 12 часов. Репетир выйдет в платиновом корпусе диаметром 44,2 мм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.