Информационное обеспечение войск. Академия военных наук российской федерации

Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

3.2. Информационное обеспечение оборонных мероприятий и боевых действий

Согласно Доктрине, к объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся:

информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в состав Вооруженных сил РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны РФ;

информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой;

программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации;

информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура родов войск, воинских формирований и органов.

К числу внешних угроз информационной безопасности в сфере обороны Доктрина относит:

все виды разведывательной деятельности зарубежных государств;

информационно-технические воздействия (в том числе радиоэлектронную борьбу, проникновение в компьютерные сети) со стороны вероятных противников;

диверсионно-подрывную деятельность специальных служб иностранных государств, осуществляемую методами информационно-психологического воздействия;

деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленную против интересов РФ в сфере обороны.

Внутренними угрозами, представляющими наибольшую опасность в данной сфере, являются:

нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, находящейся в штабах и учреждениях Министерства обороны РФ, на предприятиях оборонного комплекса;

преднамеренные действия, а также ошибки персонала информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

ненадежное функционирование информационных и телекоммуникационных систем специального назначения;

возможная информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных сил РФ и их боеготовность;

нерешенность вопросов защиты интеллектуальной собственности предприятий оборонного комплекса, приводящая к утечке за рубеж ценнейших государственных информационных ресурсов;

нерешенность вопросов социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Перечисленные внутренние угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Главными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны считаются:

систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;

проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;

постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;

совершенствование структуры функциональных органов обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;

совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;

подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности в сфере обороны.

При современном геополитическом положении России, когда перед Вооруженными силами РФ встает проблема обеспечения военной безопасности страны в условиях резкого ограничения состава и возможностей группировок наших войск, применение принципов стратегии «непрямых» действий, включая ее информационную составляющую, становится особенно актуальным.

Основу достижения победы в военных действиях в XXI в. все в большей степени будут определять не технические средства, а информация. Эти изменения вытекают из содержания осуществляемого человечеством в настоящее время перехода от постиндустриального общества к обществу информационному. Уже сегодня, когда с традиционных подходов к ведению вооруженной борьбы акцент все более смещается в информационно-интеллектуальную область, теория и практика военного искусства России стоят перед необходимостью разработать и практически реализовать систему контрмер западной концепции «информационной войны» и создать собственную систему наступательных и оборонительных действий нового типа.

Информационное превосходство будет главной составляющей военной стратегии нынешнего столетия подобно тому, как в XX веке такими составляющими являлись господство в воздухе и массированное применение бронетанковой техники.

Среди факторов, определяющих успех вооруженной борьбы, всегда важнейшим был и остается человеческий фактор. Наряду с огневым поражением личного состава все чаще планируется использование информационно-психологического воздействия. Общая тенденция состоит в переходе от истребления противника средствами обычных войн к попыткам деморализовать его, парализовать его активность, не уничтожая физически. Воздействие информационного оружия на человека связано, прежде всего, с дезорганизацией его сознания и поведения, подавлением воли к сопротивлению, изменением отношения к противнику и установок на ведение боевых действий.

Для решения этой задачи могут использоваться:

так называемые «мягкие» методы информационного поражения, воздействующие на сознание человека, в частности, пропаганда, дезинформация, внушение и т. п.;

так называемые «жесткие» методы информационного поражения, способные дезорганизовать поведение воина на глубинном, подсознательным уровне. Уже известны факты создания для этих целей генераторов частотной кодировки мозга, биолокационных установок, высокочастотных и низкочастотных генераторов, химических и биологических средств.

В обоих случаях делается попытка реализовать древний идеал враждующих сторон: победить, не вступая в бой. При этом необходимость перехода к силовому достижению целей операции считается стратегической неудачей и его использование допускается только в крайнем случае.

Командир – главное звено в системе подготовки и ведения боевых действий. Поэтому попытки воздействовать на его эмоциональную сферу, дезорганизовать мышление и поведение всегда будет важнейшей задачей информационно-психологического воздействия.

По мнению экспертов, такие операции будут начинаться загодя, еще на стадии разработки планов вооруженного конфликта, и на его начальных стадиях. Обычные боевые действия могут даже не планироваться. Достижение целей противоборства в идеальном варианте должно обеспечиваться только средствами информационной войны.

Полностью силы и средства информационной войны могут быть задействованы и в ходе самих боевых операций. В этом случае будет решаться задача уничтожения систем боевого управления, информационных систем получения, хранения и переработки информации военного и государственного значения, а также морально-психологического подавления противника.

Информационная война представляет собой сложную многоярусную структуру действий и операций, направленных одновременно на решение наступательных и оборонительных задач. Примерный перечень разнонаправленных усилий в ходе информационного противостояния представлен в табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Информационное обеспечение наступательных и оборонительных действий

«Мы приближаемся к такой ступени развития, когда уже никто не является солдатом, но все являются участниками боевых действий. Задача теперь состоит не в уничтожении живой силы, но в подрыве целей, взглядов и мировоззрения населения, в разрушении социума» (из выступления представителя руководства Пентагона).

По мнению военных экспертов, в оборонной сфере наиболее уязвимыми считаются:

информационные ресурсы аппарата Министерства обороны, Генерального штаба, главных штабов видов Вооруженных сил и родов войск, научно-исследовательских учреждений, содержащих сведения о планах подготовки и ведения действий, о составе и дислокации войск;

информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса, содержащих сведения об объемах создаваемой военной техники и ее боевых возможностях;

системы связи и управления войсками и оружием, их информационное обеспечение;

морально-психологическое состояние войск и населения.

Информационно-психологическое воздействие противника на личный состав армии и флота станет значительно менее эффективным, если заблаговременно (и постоянно) будет осуществляться информационное обеспечение задачи, связанной с реальным повышением статуса человека в погонах, созданием благоприятного в общественном восприятии имиджа военной службы и Вооруженных сил. Недостаточность такого обеспечения в современной России существенно облегчает работу наших соперников в информационной войне.

При современных возможностях доведения информации до объекта воздействия информационные войны не знают границ – ни пространственных, ни временных. Достижения в техническом оснащении средств массовой информации и коммуникации, а также в способах их применения позволяют сегодня оказывать воздействие практически на каждого человека и почти в любой точке Земли. Современная информационная война – прямой продукт глобализации мира. И она будет носить действительно глобальный характер. В число сфер ведения боевых действий войдет не только физическое пространство (суша, море, воздух, космос), но и информационная сфера, включающая, в частности, виртуальное пространство Интернета, а также социальное, психологическое, идеологическое и духовное пространства, в рамках которых и будет наноситься основное поражение противнику. В отличие от прошлых войн, понятие «театр военных действий» оказывается весьма условным.

Поле боя ХХІ века – это информационная сфера, в которой разворачиваются наступательные и оборонительные операции.

К характерным особенностям глобальной информационной войны, которая нередко определяется как очередная «мировая война», военные специалисты относят следующие:

война будет основана, прежде всего, на возможности управления и манипулирования общественным сознанием, подчинения воли человека. Основным объектом воздействия станут люди;

главные потери ожидаются не в традиционном, физическом, смысле, а в духовном, психологическом, политическом, социальном. Считается, что такие потери способны в большей степени, чем физические, стать определяющими для исхода войны;

важную роль будет играть манипулирование настроением и установками населения страны в целом, а также использование технологий подготовки внутренней оппозиции в странах – жертвах агрессии. Что из себя могут представлять такие процессы, хорошо показали прокатившиеся по странам Восточной Европы и части Азии – при поддержке США – так называемые «цветные» революции;

одновременно будет проводиться активная работа по подрыву авторитета государства, его сотрудничества с другими странами. Это тоже можно было видеть в последних акциях США (например, в Югославии, Ираке, Сомали, Белоруссии);

возрастет роль «невоенных» средств борьбы и «непрямых действий», то есть действий бесконтактным способом;

эффективность информационного оружия будет определяться тем, насколько оно поражает сущностную основу человека, его волю, нравственность, ментальность. И это поражение по своим последствиям будет более губительным для человека и человечества, чем огневое;

в отличие от всех предшествующих войн информационная война будет перманентной, непрерывно расширяющейся во времени и пространстве и, следовательно, более продолжительной, растянутой на многие годы и даже десятилетия.

Как известно, информационное оружие уже прошло успешную «обкатку» в «холодной войне» 1945–1991 гг. И мир убедился, что невоенные, нетрадиционные средства, способы и методы борьбы во много раз эффективнее традиционных военных. Масштаб демографических, территориальных, политических, экономических, психологических потерь Советского Союза после поражения в этой войне оказался неизмеримо большим и труднее восполнимым, чем ущерб Германии и Японии, проигравших Вторую мировую войну.

В настоящее время невозможно предположить, кто станет победителем в войне, где основным объектом воздействия является психика человека. И, главное, невозможно определить, каким будет послевоенный психологический облик и победителей, и побежденных. Вполне вероятно, что стратегическим итогом такой войны окажется принципиально деформированная психика людей. Следовательно, сегодня более важно думать не о том, как выиграть информационную войну, а о том, как ее остановить, как наложить вселенский запрет на информационное оружие как оружие массового поражения.

Однако пока такого запрета нет, необходимо по крайней мере заботиться о защите от информационного оружия, об обеспечении информационной безопасности человека, общества, государства. В ходе «холодной войны» 1945–1991 гг. (по своей сути уже тогда главным образом информационной) советское руководство – гражданское и военное – оказалось не готово к новым, отличным от войны 1941–1945 гг., формам противостояния. В итоге самая могучая в мире Советская армия, не вступая в битву, проиграла войну. История может повториться еще раз, в очередной войне, которая, видимо, уже ведется «неочевидными», «негорячими» средствами. Готовимся ли мы к комплексному использованию современных сил и средств (среди которых главные – информационные) или все еще надеемся лишь на мощь стратегических ракет, танковых армад и массовых армий? По мнению военных экспертов, в стратегии Российского государства понятие «война» по-прежнему рассматривается, главным образом, через призму вооруженной борьбы между государствами. Поэтому сохраняющиеся в армии, обществе, институтах власти традиционные представления о войне и мире могут с большой вероятностью сыграть такую же роковую роль в судьбе постсоветской России, как и в судьбе СССР.

Из книги Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем автора Раскин Джефф

5.2. Каталог элементарных действий Если вы разрабатываете интерфейс, то должны знать палитру всех его возможностей, аналогично тому, как художник имеет на своей палитре набор всех возможных красок. Спектр элементарных действий, которые пользователь может выполнить,

Из книги СРЕДСТВА ПРОГРАММНЫЕ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (информационное) БИБЛИОГРАФИЯ Руководящий документ. Несанкционированный доступ к информации. Термины и определения. - М.: Гостехкомиссия, 1992 Руководящий документ. Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от

Из книги ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. РУКОВОДСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕМ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ автора Автор неизвестен

Из книги ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВСТРОЕННЫХ СИСТЕМ. Общие требования к разработке и документированию автора Госстандарт России

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Охрана труда на производстве и в учебном процессе автора Петров Сергей Викторович

5.12.6 Координация действий с соисполнителями Разработчик должен координировать действия соисполнителей, рабочих групп и групп связи в соответствии с

Из книги Эскадренные миноносцы типа "Новик" в ВМФ СССР автора Лихачев Павел Владимирович

6.9. Организация мероприятий по противодействию терроризму в ОУ Руководство мероприятиями по противодействию терроризму и экстремизму в ОУ осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением

Из книги Авиация и космонавтика 2001 05-06 автора

2.11. Требования безопасности при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий. Перевозка учащихся на автомобильном транспорте Проведение массовых мероприятийК организации и проведению массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов,

Из книги Мир Авиации 2003 02 автора Автор неизвестен

3.1. Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий Механизмы возникновения и развития пожаровПожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение

Из книги Крылья Сикорского автора Катышев Геннадий Иванович

ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ЭСМИНЦА "ЭНГЕЛЬС" В ПЕРИОД С 29 НОЯБРЯ ПО 21 ДЕКАБРЯ 1939 г. 29 ноября14. 02. Получено приказание: послать необходимые силы для овладения островами.23.45. Доприняли топливо.30 ноября01.22. Получен сигнал "Начало операции".06.02. Снялись с якоря, пошли на выполнение

Из книги Авиация в локальных войнах автора Бабич В. К.

ПОВЫШЕНИЕ БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Ил-2 АМ-38Ф "крыло со стрелкой". Государственные испытания, 1943 г.С целью повышения боевой живучести Ил-2 с мая 1943 г. на штурмовик стали устанавливаться фибровые про- тектированные бензобаки, которые значительно лучше обеспечивали

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

История боевых действий 62-й бомбардировочной авиадивизии ВВС 5 армии Юго-Западного фронта В состав дивизии входили бомбардировочные полки: 52-й и 94-й на самолетах СБ и Пе-2, а также 226-й и 227-й – на самолетах Су-2.О тех или иных событиях можно узнать из казенных строчек

Из книги Цифровая стеганография автора Грибунин Вадим Геннадьевич

ВЕРТОЛЕТЫ В БОЕВЫХ УСЛОВИЯХ В настоящее время вертолеты широко используются в военных целях. Распространено мнение, что винтокрылые летательные аппараты как средство вооруженной борьбы получили признание только после войны в Корее. Однако это не совсем так. Первые

Из книги автора

1. Изоляция района боевых действий Как отмечалось в зарубежных публикациях, эта боевая задача является главной для истребителей-бомбардировщиков. Однако самолеты этого назначения по своим характеристикам и боевым возможностям мало подходили для условий ведения

Из книги автора

Из истории боевых кораблей

Из книги автора

3.2. Информационное скрытие при активном противодействии нарушителя В рамках первого подхода к оценке скрытой пропускной способности рассмотрим общую формулировку задачи информационного скрытия при активном противодействии, оказываемым нарушителем. Основные

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/2008, стр. 42-45

Д. П. ПРУДНИКОВ

ПРУДНИКОВ Дмитрий Петрович родился 1 августа 1974 года. Срочную службу проходил в Московском военном округе. В 2001 году с отличием окончил факультет культуры и журналистики Военного университета МО РФ. Служил на различных должностях в Северо-Кавказском и Московском военных округах. С 2005 года - адъюнкт кафедры политологии Военного университета МО РФ. В 2007 году уволен из ВС РФ с должности старшего редактора газеты «Красная звезда» в связи с переходом на службу в Министерство внутренних дел РФ. В настоящее время - старший инспектор по особым поручениям Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.

НОВЫЕ информационные технологии и развертывающаяся в мире глобальная информатизация открывают небывалые возможности во всех сферах человеческой деятельности. Становится все более очевидным, что и общественный прогресс и развитие каждого человека сопровождаются и даже в значительной степени определяются развитием информационной сферы. В «Военной доктрине Российской Федерации» говорится, что ее реализация достигается и за счет информационных мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. Другими словами, информация выступает одновременно как ее цель, ресурс и средство. В этой связи неизменно возрастает роль информационного обеспечения в военно-управленческой деятельности.

Информационное обеспечение военного управления представляет собой совокупность информационных ресурсов, средств и технологий, находящихся в распоряжении органов управления и их должностных лиц, а также деятельность, направленную на их создание, совершенствование и обеспечение их бесперебойного функционирования. Основной целью информационного обеспечения военного управления является повышение устойчивости управления военной организацией государства, его Вооруженными Силами в условиях информационного воздействия противника. Указанная цель достигается комплексом мер разнопланового характера.

Так, специфическими направлениями функционирования системы информационного обеспечения сферы обороны являются: выявление информационных угроз и их источников, определение практических задач по их нейтрализации; развитие специального программного обеспечения, прикладных программ и средств защиты информации в автоматизированных системах управления военного назначения; совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием; совершенствование структуры функциональных органов системы информационного обеспечения сферы обороны и координация их взаимодействия; совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы и др.

Однако в целом информационное обеспечение военно-управленческой деятельности не является сугубо оперативно-тактической или технологической задачей. По своим целям, содержанию, результатам оно относится и к сфере политики, что четко прослеживается при выявлении слагаемых информационного обеспечения военного управления. Помимо названных специфических направлений оно включает в себя:

равноправное вхождение страны в мировое информационное пространство, в том числе при включении ее информационных ресурсов в глобальные информационно-телекоммуникационные сети;

доведение до российской и международной общественности достоверной информации о военной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по актуальным военно-политическим проблемам;

создание и совершенствование информационной инфраструктуры, ее техническое и программное развитие;

развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок;

разработку и внедрение информационных технологий управления войсками и оружием и информационных комплексов вооружения и военной техники, автоматизированных систем военного назначения, а также систем управления ими;

защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России, сохранение государственной и военной тайны, усиление контроля за использованием информации в организациях, занятых военной деятельностью;

обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

активное противодействие информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника, ослабление (подрыв) его информационных возможностей;

ведение спецпропаганды на население и войска противника и нейтральных стран с целью формирования у них мнения, выгодного для воздействующей стороны;

подготовку квалифицированных специалистов по информационно-технической и информационно-психологической борьбе;

сбор, обработку и продвижение объективной информации, необходимой для оценки обстановки и принятия решения, доведение до исполнителей информации, необходимой для их организации и мобилизации, распространение информации, обеспечивающей понимание и поддержку принятого решения.

Информационное обеспечение включает в себя два потока информации, от военного управленца и к военному управленцу. Так, информационное обеспечение должно дать командиру материал, позволяющий воссоздать истинную картину ситуации, в которой ему предстоит действовать. При этом работа командиров и штабов определяется как анализ и оценка обстановки, которые в свою очередь представляют собой процесс изучения всех факторов и условий, влияющих на выполнение задач и достижение поставленной цели. Эта работа проводится постоянно по мере поступления соответствующей информации. В методологическом плане она заключается в последовательном выявлении, осмыслении и определении роли всех элементов обстановки, которые могут влиять на развитие ситуации. В зависимости от звена управления проводится оценка военно-политической (или общественно-политической, когда речь идет о ситуации внутри страны), стратегической, оперативной или тактической обстановки. Например, для военных управленцев оперативно-тактического уровня предметом анализа являются:

состав, состояние и обеспеченность подчиненных частей и подразделений, их боевые возможности, оперативное положение, состояние системы управления, сильные и слабые стороны, готовность к действиям, а также положение и возможности соседей и войск (сил), решающих задачи в интересах объединения (соединения, части);

экономические и социальные условия, социально-политическая и социально-психологическая обстановка, состояние военно-гражданских отношений в районе расположения и деятельности соединения, части; характер и уровень взаимодействия с органами местной власти и самоуправления; этнодемографическая и религиозная ситуация в регионе; степень социально-политической дифференциации общества, позиции различных составляющих его социальных групп и отношения между ними; направленность и характер действий средств массовой информации; наличие общественных движений и организаций экстремистского толка, незаконных вооруженных формирований; возможность террористических действий;

боевой состав, оперативное положение, боеспособность и моральное состояние войск (сил) противника, система управления и тылового обеспечения, сильные и слабые стороны, намерения и возможный характер действий, наиболее важные объекты (цели) и их координаты, а также характеристика новых средств вооруженной борьбы и способов ведения боевых действий (боя);

природно-географические, включая климатические, условия, оперативное оборудование территории.

Анализ и оценка военно-политической и общественно-политической обстановки осуществляются с определенных позиций. Выявление причинно-следственных связей между составляющими ее элементами имеет целью определение мероприятий по нейтрализации ее неблагоприятных и эффективному использованию положительных факторов. При этом важно иметь в виду, что в оценке сторон учитываются не их реальные силы, а сложившиеся на основе доступной информации представления о них. Эти представления далеко не всегда адекватны действительности. Сложность заключается и в том, что при изучении обстановки декларируемые цели и заявления сил и структур, влияющих на ее состояние, и их практические действия могут существенно расходиться и как следствие их изначального стремления скрыть свои подлинные намерения, так и в силу изменения позиции под давлением обстоятельств. В этой связи для оценки обстановки большое значение имеет изучение социально-психологических качеств и характера предшествовавшей деятельности лиц принимающих решения (командиры противной стороны, руководители учреждений и организаций, лидеры мнений и др.)

Вся информация должна отвечать следующим требованиям: полнота и всесторонность, достоверность, своевременность и оперативность. Оптимальное решение предполагает исчерпывающую информацию обо всех обстоятельствах, влияющих (могущих повлиять) на объекты и ход событий, на которые направлена властно-распорядительная деятельность органов военного управления. С этим связано наличие целого ряда объективных противоречий в формировании информационного поля.

Во-первых, достоверность информации обеспечивается ее перепроверкой, что требует времени и, следовательно, ведет к запаздыванию информации, снижает ее оперативность. И наоборот, оперативность может стать причиной недостаточной надежности информации.

Во-вторых, полнота информации предполагает наличие всех знаний обо всем, что в принципе невозможно. Между тем очень большое количество сведений с трудом поддается обработке. Поэтому избыток или излишняя детализация информации, как и ее недостаток, затрудняют оценку обстановки.

В-третьих, наличие многих и разных источников информации может стать причиной, с одной стороны, повторяемости информации, а с другой - ее несопоставимости.

И, наконец, в-четвертых, определенные трудности связаны с отмеченным в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации» обострением противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных регламентированных ограничений на ее распространение.

Другое направление информационного обеспечения - от военного управленца. Оно призвано обосновать его решения, т. е. объяснить и оправдать их как необходимые, целесообразные и выполнимые. Любое решение должно быть по возможности более легитимным.

Эта информация идет в три адреса: на подчиненных (для этого есть специальные структуры, в том числе органы воспитательной работы); на общественность (этим занимаются органы по связям с общественностью); на противника (этим занимаются специальные службы). Разумеется, содержание, объем, характер информации и способ ее продвижения в каждом случае принципиально иные.

Таким образом, информационное обеспечение является важнейшим компонентом военно-управленческой деятельности и представляет собой главным образом предоставление необходимых сведений военным управленцам, что в результате дает им возможность адекватно и более эффективно использовать военную силу. Одновременно информационное обеспечение направлено на создание необходимых условий, благоприятной информационной среды для военно-управленческой деятельности. Такая деятельность осуществляется в большей степени посредством распространения информации среди граждан государства, личного состава вооруженных сил и мировой общественности.

См.: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

“Источником внешней угрозы информационной безопасности Российской Федерации является разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним”
(Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г.).

Высокие темпы развития информационных систем различного назначения, компьютерных сетей типа Интернет и электронных СМИ привели на рубеже тысячелетий к формированию глобального информационного пространства. Наряду с сухопутным, морским, воздушным и космическим пространством, информационное пространство в армиях наиболее развитых стран стало активно использоваться для решения широкого круга военных задач.
Вследствие уязвимости информационно-коммуникационных систем к радиоэлектронным и программно-аппаратным воздействиям в мире возникло и стало быстро распространяться информационное оружие, обладающее трансграничными поражающими факторами, резко возросла роль информационной войны. Российская Федерация, стремительно продвигающаяся по пути информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, оказалась перед лицом новой серьезной угрозы, исходящей из глобального информационного пространства.
Чрезвычайная важность противодействия актам агрессивной информационной войны впервые была отмечена в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. В ней определено, что одним из приоритетных направлений противодействия данной угрозе является решение задач “совершенствования приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника. Кроме того, в последнее время вследствие широкого применения в системах управления войсками и оружием компьютерной техники, этот перечень дополнился задачей защиты информационной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации от различного рода компьютерных атак.
Опыт вооруженных конфликтов последнего десятилетия, а также практика оперативной подготовки войск и штабов позволяют констатировать, что в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации сложилась цельная система деятельности, призванная обеспечить эффективное сдерживание, предотвращение и разрешение военных конфликтов в информационном пространстве.
Настоящие Концептуальные взгляды раскрывают основные принципы, правила и меры доверия, в соответствии с которыми Вооруженные Силы Российской Федерации используют глобальное информационное пространство для решения задач обороны и безопасности.

Для целей настоящего документа используются следующие основные термины и определения:
Военный конфликт в информационном пространстве - форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением информационного оружия.
Деятельность вооруженных сил в информационном пространстве - использование вооруженными силами информационных ресурсов для решения задач обороны и безопасности.
Информационная безопасность вооруженных сил - состояние защищенности информационных ресурсов вооруженных сил от воздействия информационного оружия.
Информационная война - противоборство между двумя или более государствами в информационном пространстве с целью нанесения ущерба информационным системам, процессам и ресурсам, критически важным и другим структурам, подрыва политической, экономической и социальной систем, массированной психологической обработки населения для дестабилизации общества и государства, а также принуждения государства к принятию решений в интересах противоборствующей стороны.
Информационная инфраструктура - совокупность технических средств и систем формирования, создания, преобразования, передачи, использования и хранения информации.
Информационное оружие - информационные технологии, средства и методы, применяемые в целях ведения информационной войны.
Информационное пространство - сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на индивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию.
Информационные ресурсы - информационная инфраструктура, а также собственно информация и ее потоки.
Кризисная ситуация - этап эскалации конфликта, характеризующийся применением военной силы для его разрешения.
Международная информационная безопасность - состояние международных отношений, исключающее нарушение мировой стабильности и создание угрозы безопасности государств и мирового сообщества в информационном пространстве.
Система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - часть системы обеспечения национальной безопасности страны, предназначенная для реализации государственной политики в сфере информационной безопасности.

Соблюдение принципа законности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своих действий в информационном пространстве неукоснительно руководствоваться нормами и принципами действующего российского законодательства, а также общепризнанными нормами и принципами международного права.
В частности, в соответствии со ст.20 Военной доктрины Российской Федерации применение Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время осуществляется по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством. Так, решение на применение Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Данное положение следует распространить также и на применение Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве.
Что касается международного права, то Вооруженные Силы Российской Федерации применительно к особенностям военной деятельности в глобальном информационном пространстве руководствуются следующими его нормами и принципами:
уважение государственного суверенитета,
невмешательство во внутренние дела других государств,
неприменение силы и угрозы силой,
право на индивидуальную и коллективную самооборону.
Кроме того, Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются нормами международного гуманитарного права (ограничение неизбирательного применения информационного оружия; установление особой защиты для информационных объектов, являющихся потенциально опасными источниками техногенных катастроф; запрещение вероломных методов ведения информационной войны).

Соблюдение принципа приоритетности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своей деятельности в информационном пространстве в первоочередном порядке стремиться к сбору актуальной и достоверной информации об угрозах, ее оперативной обработке, глубокому анализу и своевременной выработке мер защиты. Все это в совокупности создает благоприятные условия для эффективного управления войсками и оружием, поддержания необходимого морально-психологического состояния личного состава.
Принятие комплекса мер по защите информационных ресурсов, позволит в условиях информационной войны избежать дезориентации органов военного управления, дезорганизации системы управления войсками и оружием, катастрофического разрушения элементов тыловой и транспортной инфраструктуры, деморализации личного состава и населения в зоне военных действий. В современных условиях необходимость принятия данных мер в приоритетном порядке обуславливается, в том числе тем, что сейчас сотни миллионов человек (целые страны и континенты) вовлечены в единое глобальное информационное пространство, образованное Интернетом, электронными СМИ и системами мобильной связи.

Соблюдение принципа комплексности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе своей деятельности в информационном пространстве использовать все имеющиеся силы и средства для эффективного решения стоящих перед ними задач.
В целом деятельность в информационном пространстве включает мероприятия штабов и действия войск по разведке, оперативной маскировке, радиоэлектронной борьбе, связи, скрытому и автоматизированному управлению, информационной работе штабов, а также защите своих информационных систем от радиоэлектронных, компьютерных и иных воздействий.
Деятельность в информационном пространстве представляет собой согласованную единую систему, в которой каждый компонент выполняет свои задачи присущими ему способами и приемами, а с другой стороны, интегрируясь в единую систему, повышает возможности всей системы по достижению целей, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.
В организации деятельности в информационном пространстве в мирное, в военное время, при подготовке и в ходе операций (боевых действий) принимают непосредственное участие командование и штабы всех уровней.
Каждый из этих органов управления в соответствии со своими функциями и ответственностью разрабатывает и планирует мероприятия и действия подчиненных войск, объединенные единым замыслом действий в информационном пространстве.

Соблюдение принципа сотрудничества требует согласования усилий с дружественными государствами и международными организациями.
Основной целью развития сотрудничества на глобальном уровне является установление международно-правового режима, регулирующего, в том числе, военную деятельность государств в мировом информационном пространстве на основе принципов и норм международного права.
Развитие сотрудничества на региональном уровне преследует следующие цели: создание механизмов принятия эффективных коллективных действий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение применения информационно-телекоммуникационных технологий для угрозы миру и безопасности, осуществления актов агрессии урегулирование и разрешение международных споров и конфликтных ситуаций, связанных с враждебным использованием информационно-телекоммуникационных технологий, укрепление доверия в области использования информационных систем трансграничного характера и обеспечение безопасности использования единого информационного пространства.

Соблюдение принципа инновационности требует от Вооруженных Сил Российской Федерации использовать для подготовки и осуществления деятельности в информационном пространстве наиболее передовые технологии, средства и методики, а также привлекать к решению задач по информационной безопасности высококвалифицированный личный состав.
Поэтому для разработки и производства таких средств и технологий может привлекаться научно-производственный потенциал наиболее передовых инновационных центров Российской Федерации, а сама разработка осуществляться в рамках государственных и ведомственных программ и НИОКР.
Подготовка специалистов в сфере организации и осуществления деятельности в информационном пространстве проводится в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, для решения задач информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, специалисты, закончившие иные образовательные учреждения Российской Федерации.

В ходе своей деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются совокупностью правил сдерживания, предотвращения и разрешения военных конфликтов в информационном пространстве

“Военная политика Российской Федерация направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов …” (Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г., ст.17)

Вооруженные Силы Российской Федерации в своей практической деятельности руководствуются следующими правилами сдерживания и предотвращения военных конфликтов в информационном пространстве:
1. Развивать систему обеспечения информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенную для сдерживания и разрешения военных конфликтов в информационном пространстве.
2. Поддерживать силы и средства обеспечения информационной безопасности в постоянной готовности к отражению угроз военно-политического характера в информационном пространстве.
3. Налаживать сотрудничество на приоритетной основе со странами Организации Договора о коллективной безопасности, Содружества Независимых Государств и Шанхайской организации сотрудничества, расширять круг государств-партнеров и развивать сотрудничество с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной информационной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН и другими нормами международного права.
4. Стремиться к заключению под эгидой ООН договора об обеспечении международной информационной безопасности, распространяющего действие общепризнанных норм и принципов международного права на информационное пространство.
5. Принимать все возможные меры по раннему выявлению потенциальных военных конфликтов в информационном пространстве, а также разоблачению организаторов конфликта, подстрекателей и пособников.
6. Определять факторы возникновения и эскалации конфликта и устанавливать контроль над ними с тем, чтобы избежать возникновения чрезвычайных ситуаций.
7. Принимать первоочередные меры по противодействию развитию (консервации или обострению) конфликта и его переходу в такое состояние, которое значительно увеличивает цену урегулирования.
8. Принимать меры недопущения распространения конфликта на смежные сферы межгосударственных отношений, на урегулирование последствий которого потребуются дополнительные затраты и усилия.
9. Принимать меры по нейтрализации факторов, породивших конфликт, с тем, чтобы направить взаимодействие конфликтующих сторон в русло конструктивного сотрудничества.
10. Публично, объективно и своевременно разъяснять мировой общественности причины и истоки конфликта. Формирование необходимого общественного мнения подразумевает соответствующую его ориентацию и мобилизацию, позволяет создать в глобальном информационном пространстве климат, способствующий ограничению возможности совершения организаторами конфликта дальнейших эскалационных шагов.

“Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации”
(Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г., ст. 20)

Вооруженные Силы Российской Федерации руководствуются следующими правилами разрешения военных конфликтов в информационном пространстве:
1. Разрешение конфликтов в информационном пространстве осуществлять, в первую очередь, путем переговоров, примирения, обращения к Совету Безопасности ООН или к региональным органам, или соглашениям, или иными мирными средствами.
2. В случае усиления напряженности стремиться к недопущению перехода конфликта в крайние, разрушительные формы противоборства, и особенно те, которые могут привести к дестабилизации международной обстановки и возникновению кризисной ситуации.
3. В условиях эскалации конфликта в информационном пространстве и перехода его в кризисную фазу воспользоваться правом на индивидуальную или коллективную самооборону с применением любых избранных способов и средств, не противоречащих общепризнанным нормам и принципам международного права.
4. В интересах решения задач индивидуальной и коллективной самообороны определять необходимый потенциал ответных действий на основе национальных демократических процедур с учетом законных интересов обеспечения безопасности других государств, а также необходимости обеспечения международной информационной безопасности и стабильности.
5. В интересах индивидуальной и коллективной самообороны размещать свои силы и средства обеспечения информационной безопасности на территории других государств в соответствии с соглашениями, выработанными ими на добровольной основе в ходе переговоров, а также в соответствии с международным правом.
6. В ходе конфликта постоянно информировать отечественные и зарубежные СМИ о складывающейся ситуации и, опираясь на общественное мнение, эффективнее влиять на ее деэскалационное развитие и закрепление достигнутых результатов разрешения конфликтных противоречий.

Вооруженные Силы Российской Федерации будут стремиться к выработке мер укрепления доверия в области военного использования информационного пространства. В частности, к таким мерам относятся:
1. Обмен национальными концепциями обеспечения безопасности в информационном пространстве.
2. Оперативный обмен информацией о кризисных событиях и угрозах в информационном пространстве и принимаемых мерах в отношении их урегулирования и нейтрализации.
3. Консультации по вопросам деятельности в информационном пространстве, которая может вызывать озабоченность сторон, и сотрудничество в отношении урегулирования конфликтных ситуаций военного характера.

В современных условиях обороноспособность Российской Федерации существенно зависит от эффективности деятельности Вооруженных Сил в информационном пространстве и во многом определяется их возможностями по сдерживанию, предотвращению и разрешению конфликтов, возникающих в информационном пространстве.
Вооруженные Силы Российской Федерации планируют решать стоящие перед ними задачи обеспечения обороны и безопасности, опираясь на основополагающие принципы и правила деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в информационном пространстве, а также меры доверия, изложенные в настоящих Концептуальных взглядах.
Реализуя настоящие Концептуальные взгляды, Вооруженные Силы Российской Федерации будет стремиться к максимальному использованию возможностей информационного пространства для укрепления обороноспособности государства, сдерживания и предотвращения военных конфликтов, развития военного сотрудничества, а также формирования системы международной информационной безопасности в интересах всего мирового сообщества.

Проникновение цифровых технологий во все сферы человеческой жизни стало одним из знаковых явлений первых десятилетий 21 века. Сегодня состояние и боеготовность войск в немалой степени определяется уровнем развития информационных технологий. Принятие на вооружение новейших систем высокоточного оружия и комплексная автоматизация процессов управления войсками и оружием коренным образом меняет условия ведения боевых действий. Вот почему необходимость в «оцифровке» боевой и повседневной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации остро назрела. Один из российских отраслевых интеграторов — компания RedSys — готов предложить российским военным свое решение, предназначенное для автоматизации повседневной деятельности ВС РФ — «Цифровая армия». О перспективах этого решения «Защищать Россию» побеседовало с заместителем директора департамента по работе с ключевыми клиентами компании RedSys Эдуардом Капитоновым.

Как возникла идея создания такой системы?

В нашей компании накоплен большой опыт внедрения передовых информационных технологий в гражданском секторе. С учетом тенденций в современном мире появилась идея поставить эти технологии на службу в Вооруженные силы России. При этом надо понимать, что деятельность вооруженных сил делится на боевую и повседневную. Повседневная деятельность, направлена на обеспечение поддержания боевой готовности, а также жизни и быта личного состава ВС РФ. В рамках повседневной деятельности, условно, можно выделить следующие направления: учебно-боевая деятельность; воспитательная деятельность; административно-хозяйственная деятельность; военно-техническая деятельность; служебно-распорядительная деятельность; контрольно-исполнительная деятельность.

Решение «Цифровая армия» предназначено для автоматизации повседневной деятельности и не затрагивает вопросов боевого управления ВС РФ.

Какие решения вами используются в «Цифровой армии»?

Часто такие технологии, наоборот, приходили в гражданскую сферу из военной. В нашем случае наблюдается обратная тенденция, когда передовым наработкам в сфере IT мы пытаемся найти применение в Вооруженных силах. В составе «Цифровой армии» можно выделить несколько решений. Первое — информационная среда.

В настоящее время значительно возросла (и продолжает возрастать) скорость изменений — как в технической составляющей средств ВС РФ, так и в вопросах организации внутривидового и межвидового взаимодействия. Сегодня в российской армии функционирует различное количество сложных информационных систем. Количество данных систем имеет тенденцию к увеличению. Несмотря на то, что эти системы могут обмениваться данными, исполнителю, особенно при организации межвидового взаимодействия, так или иначе приходится работать с разными системами, интерфейсы которых различаются.

Технология единой информационной среды позволяет пользователю в своей работе взаимодействовать со всеми системами, как с одной, через один экран. Использование системы ведет к повышению эффективности взаимодействия, оперативности, контроля и исполнительской дисциплины личного состава ВС РФ.

Исходя из перечисленных выше целей, функционал системы обеспечивает решение двух крупных блоков задач: взаимодействие на уровне «система-система» и взаимодействие на уровне «человек-человек» . Таким образом, «Единая информационная среда» выступает в качестве ядра для всех систем, обеспечивает прозрачную интеграцию всех информационных систем, позволяет формализовать и автоматизировать регламент взаимодействия между всеми участниками повседневной деятельности личного состава ВС РФ, обеспечить их персональными рабочими местами и наладить информационный обмен в режиме, близком к реальному времени. Являясь ядром решения, подсистема «Единая информационная среда», задает следующие стандарты унификации:

  • информационного обмена между системами;
  • внешнего вида рабочих мест личного состава для выполнения задач в рамках повседневной деятельности;
  • формализации и автоматизации регламентов взаимодействия личного состава;
  • правил и методик модернизации и развития инфраструктуры информационных систем.

С помощью «Единой информационной среды» производится качественная обработка потоков информации (снижение потери пакетов информации, обработка слабо структурированной и разнородной информации, быстрая обработка больших объемов данных в режиме реального времени). Интеграция всех подсистем в подсистему «Единая информационная среда» позволит объединить их функциональные возможности, а также повысить эффективность использования оборудования и каналов связи. Подсистеме «Единая информационная среда» отводится основная роль в обеспечении высокого качества исполнительской дисциплины личного состава по всем направлениям повседневной деятельности.

Спасибо за подробный рассказ о «Единой информационной среде», что еще интересного вы предлагаете Вооруженным силам России?

Многообразие типов ВВСТ, находящихся на вооружении в ВС РФ, возрастная и технологическая разнородность используемых ВВСТ, эксплуатация техники и оборудования в предельных и запредельных режимах нагрузки диктуют очень серьезные требования к системе технического обслуживания и ремонта, обеспечивающей требуемый уровень технической готовности ВС РФ.

Компанией RedSys разработано решение «Управление надежностью ВВСТ». Данное решение направлено на: поддержание заданной технической готовности ВВСТ, повышение живучести ВВСТ за счет быстрого восстановления работоспособности в условиях внешних воздействий, обеспечение оперативного и качественного ремонта и обслуживания ВВСТ. Это достигается за счет автоматизации постоянного контроля эксплуатационно-технических характеристик узлов, агрегатов, оборудования ВВСТ, прогнозирования возможных отказов, своевременного выявления, оценки и приоритизации потенциальных рисков, автоматической оптимизации мероприятий по обслуживанию и ремонту.

В предлагаемом решении осуществляются:

  • контроль и прогнозирование эксплуатационно-технических характеристик ВВСТ;
  • расчет и оценка показателей технической готовности, надежности и рисков систем ВВСТ;
  • расчет видов, объемов и сроков необходимых ремонтных работ на основании значений показателей готовности, надежности, технического состояния и рисков;
  • формирование и оптимизация программ обслуживания и ремонтов в условиях требований нормативно-технической документации и существующих ограничений;
  • расчет потребности в материально-техническом обеспечении, трудовых и финансовых ресурсах с оценкой стоимости обслуживания и ремонта каждой единицы ВВСТ и по ВС РФ в целом.

Такой подход позволяет связать воедино: планы применения ВС РФ, текущее состояние ВВСТ, требования нормативно-технической документации, показатели технической готовности и надежности, а также имеющиеся ограничения, в том числе и финансовые.

Соединение данной системы с ранее описанной «Единой информационной средой» позволит объединить накопленный опыт и профессионализм специалистов ВС РФ и поставщиков ВВСТ и построить систему технического обслуживания и ремонта ВВСТ на совершенно новом уровне, в соответствии с требованиями времени.

Внедрение данного решения значительно повысит надежность ВВСТ, обеспечит определенный производителем срок ее службы без дорогостоящего капитального ремонта и заданный уровень технической готовности.

Также в составе нашего решения «Цифровая армия» используется «Подсистема мониторинга и контроля личного состава», которая:

  • обеспечивает получение оперативной и достоверной информации о местонахождении и состоянии личного состава подразделений ВС РФ;
  • помогает определять различные данные, включая тип движения объекта, его положение в пространстве, окружающую температуру, частоту пульса;
  • повышает эффективность действий личного состава ВС РФ при решении различных задач в мирное и военное время;
  • позволяет оперативно реагировать на возникновение угрозы жизни и здоровья личного состава ВС РФ.

В боевых условиях такая система значительно ускорит получение информации о потерях в сухопутном подразделении или на боевых постах корабля. Соответственно и принятие решения командирами в разы ускорится. Перспективы у такой системы большие, но есть определенная специфика — надо понимать, во что эти датчики будут встроены, чтобы не мешать военнослужащим. На флоте, например, личный состав не должен носить на себе никаких лишних предметов во избежание травм.

Не меньший интерес представляет подсистема « / », которая обеспечивает деятельность врачей в условиях мирного и с целью предоставления своевременной и качественной медицинской помощи в условиях дефицита времени и отсутствия вспомогательных информационных материалов. Данная подсистема связана с автоматизацией работы военных врачей, в том числе корабельных докторов — то есть лиц, которые могут действовать изолированно от возможности получения дополнительной информации. Мы разработали программный продукт, который на основании симптомов и показаний приборов определяет более точный диагноз, отслеживает и оперативно реагирует на изменения состояния пациента с учетом прописанных ему лекарств.

Среди ее функциональных возможностей: поддержка принятия клинических решений, мониторинг состояния здоровья личного состава, проведение лабораторных исследований биоматериалов, воды и продуктов питания, экспресс-диагностика и выявление вспышек инфекционных заболеваний. Здесь мы не изобретаем велосипед, наша работа во многом построена на кооперации с производителями медицинских приборов и оборудования, с лечащими врачами, научными и учебными медицинскими заведениями.

Мы знаем, что на ваша компания представляла специальные защищенные мобильные устройства. Расскажите, пожалуйста, о них более подробно.

Мы живем в то время, когда мобильные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни человека. Тем не менее, в Вооруженных силах России они должным образом не применяются. С одной стороны, человек, приходящий на службу в армию, уже является подготовленным пользователем такого устройства, а с другой — у него нет возможности использовать свои знания в рамках службы в армии.

«Специализированные защищенные мобильные устройства» — является логическим продолжением единой информационной среды и предназначена для оперативного получения и обмена информацией, позволяя личному составу ВС РФ получать, анализировать и вводить информацию вне своих стационарных рабочих мест. С помощью мобильных решений значительно сокращается трудоемкость выполнения личным составом рутинных операций, обеспечивается должный уровень оперативного контроля и укрепляется исполнительская дисциплина. Особое значение имеет проведенная интеграция данных устройств с персональной электронной карточкой военнослужащего (ПЭК), что значительно упрощает учетные функции, обеспечивает идентификацию и может использоваться в качестве электронно-цифровой подписи.

В рамках «Цифровой армии» вы выделяете «Цифровой гарнизон» и «Цифровой корабль». В чем принципиальные различия «гарнизона» и «корабля»?

Главная особенность заключается в местонахождении объекта. Например, в «Цифровом гарнизоне» у нас есть функция подготовки к отопительному сезону. Войсковые части у нас находятся в разных климатических поясах, и отопительный сезон там начинается в разное время. На корабле же эта проблема не стоит, поскольку в море он действует автономно и обеспечивается теплом от своих энергетических установок. А в остальном многие используемые решения совпадают. И это неслучайно — мы стараемся учесть все особенности эксплуатации, но при этом максимально унифицировать предлагаемые решения.

Впервые мы представили решение «Цифровая армия» на форуме «Армия-2015» , затем экспонировали ее на международном военно-морском салоне. Сейчас мы активно работаем и с органами военного управления, и с компаниями-поставщиками вооружения и военной техники. Можно сказать, что сейчас мы находимся на стадии знакомства и уточнения функциональных требований. Военные заинтересовались нашим решением, был проведен ряд совещаний, на основании поступивших запросов нами было подготовлено и передано заинтересованным лицам детальное описание предлагаемых решений.

Инфографика

Созданы ли прототипы предлагаемых вами решений?

Мы разработали данное решение в инициативном порядке. Какие-то элементы уже созданы, с ними можно ознакомиться и даже подержать в руках — например, прототипы защищенных мобильных устройств. Другие пока что описаны в технической документации. Начинать полнофункциональное развертывание решения без подтверждения интереса со стороны министерства обороны России, на наш взгляд, нецелесообразно. Но когда поступит предложение — мы готовы, и те элементы системы, которые сейчас пребывают в виртуальном состоянии, приобретут реальные формы. Это не значит, что мы стоим на месте и ждем. Ведется постоянная работа с органами военного управления, проектантами, поставщиками, в том числе и по тестированию подсистем.

Существуют ли подобные системы за рубежом и, если сравнивать вашу разработку с зарубежными продуктами, то какие преимущества можно выделить?

Мы внимательно, на основе публикаций в открытых источниках, отслеживаем аналогичные разработки за рубежом. Да, такие работы ведутся, и существуют целевые программы. Сравнивать ТТХ и говорить о преимуществах не буду по ряду причин. Могу с уверенностью сказать одно: имея большой разрыв в начале данного процесса, мы можем строить автоматизацию наших Вооруженных сил на базе последних передовых технологий — нам не придется исправлять и «перевнедрять», и это, пожалуй, самое главное преимущество.

Полковник А. Сканцев

В статье рассматриваются вопросы, связанные с современным состоянием дел, касающихся автоматизации системы управления (АСУ) вооруженными силами, и в частности такие аспекты, как: основные АСУ, используемые в системе управления ВС; документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США; сведения об управлении информационных систем (УИС) министерства обороны (Defense Information Services Agency - DISA).

Актуальность материалов, представленных в статье, обусловливается изменениями, произошедшими в этой области в 2013-2014 годах.

По взглядам американского руководства, с конца XX века человечество вступило в новую "информационную" стадию своего развития. Доказательством тому служит массовая компьютеризация, стремительное развитие информационных технологий (ИТ), средств связи и телекоммуникаций. Эти обстоятельства решительным образом изменили возможности интеллектуальной деятельности человека и вызвали необходимость переоценки и развития установившихся в военной теории и практике взглядов.

Под АСУ понимается часть системы управления войсками (силами), представляющая собой организационно-технический комплекс в соответствии с видами обеспечения, предназначенный для повышения эффективности управления посредством автоматизации основных процессов, таких как сбор, обработка, оценка и отображение данных об обстановке, состоянии своих войск и войск противника; оперативное оповещение руководства о возможной агрессии; информационная и математическая поддержка принятия решения; доведение приказов (команд, распоряжений) до войск (сил); сбор донесений о получении приказов (команд) и об их выполнении; оформление и передача боевых и отчетно-информационных документов.

В соответствии с принятой в ВС США терминологией под автоматизированной системой управления войсками понимается взаимосвязанная совокупность соединенных в локальную вычислительную сеть (ЛВС) средств обработки информации, связи и передачи данных, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, анализа и оценки данных обстановки, поддержки принятия решения, планирования, постановки и доведения задач до войск (сил) в режиме реального времени, а также контроля их выполнения.

В структурном отношении данные системы представляют собой совокупность соединенных в локальную сеть аппаратно-программных средств (автоматизированные рабочие места должностных лиц на базе персональных ЭВМ, аппаратура связи и передачи данных, средства определения местоположения, серверное и сетевое оборудование, комплекты общего и специального программного обеспечения), размещенных на пунктах управления соединений, частей и подразделений, боевой технике различного назначения, а также включенных в состав экипировки отдельных военнослужащих.

Ниже рассмотрены основные АСУ, которые используются в системе управления вооруженными силами.

1. Глобальная система оперативного управления ВС (Global Command and Control System - GCCS) . Официально введенная в действие 30 августа 1996 года, GCCS является автоматизированной системой управления ВС США, которая связывает министра обороны, комитет начальников штабов (КНШ) и командующих видами вооруженных сил США. Предназначенная для обеспечения оперативного управления вооруженными силами в автоматизированном режиме, она представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, использующих в своей работе общие стандарты, регламенты и процедуры. АСУ способна взаимодействовать с многочисленными приложениями и интерфейсами, которые составляют "оперативные архитектуры" и обеспечивают связь со всеми территориально распределенными компонентами этой системы во всех средах ведения войны на тактическом, оперативном и стратегическом уровне управления.

GCCS поддерживает шесть управленческих процессов", руководство операциями; мобилизация; развертывание группировок; кадровое, тыловое и техническое обеспечение; разведка.

Эта АСУ имеет восемь функциональных подсистем: идентификации угроз и их оценки; помощи в стратегическом планировании; прогноза развития обстановки; планирования выполнения задач; подготовки и доведения исполнительных указаний (реализации планов); мониторинга обстановки; анализа рисков; общей геоинформационной картины обстановки.

Данная АСУ включает следующие структурные компоненты:
- глобальную система оперативного управления (ГСОУ) сухопутных войск (Global Command and Control System -Army) (далее - GCCS-A);
- ГСОУ военно-воздушных сил (Global Command and Control System-Air Force) (далее - GCCS-AF);
- ГСОУ военно-морских сил и береговой охраны (Global Command and Control System - Navy) (далее - GCCS-N);
- ГСОУ морской пехоты (КМП - Global Command and Control System - Marine Corps).

2. Глобальная система управления тыловым обеспечением ВС - объединенная (Global Combat Support System - Joint (GCSS-J) ; GCSS-J является АСУ, которая включает в себя подсистемы, идентичные по своей структуре управлениям (отделам) штабов различного уровня управления: материально-техническую (снабжения материальными средствами); транспортную; медицинскую; юридическую (правовую); религиозную; финансовую; военно-музыкальную; кадровой службы; службы обезвреживания боеприпасов (опасных материалов).

GCSS-J, введенная в строй в сентябре 2011 года, представляет собой АСУ, которая на сервис-ориентированной архитектуре позволяет решать задачи материально-технического обеспечения ВС США. Данная система в указанных целях предоставляет информацию по определению: задач обеспечения; объемов и номенклатуры материальных средств, требуемых для выполнения задач на стратегическом, оперативном и тактическом уровне управления; сведений, необходимых для использования командованием и управлением, в части касающейся всестороннего обеспечения; ситуационной осведомленности в области планирования, выполнения, контроля и оценки логистических операций по всему спектру действий войск (сил) как в мирное, так и военное время.

Эта система позволяет сформировать отчеты по видам обеспечения в форме докладов на геоинформационной основе в короткие сроки, а также гарантирует информационную поддержку принятия решения на боевое обеспечение войск (сил). Она состоит из АСУ, автоматизирующих деятельность структурных подразделений боевого обеспечения ВС США, интегрированных в GCCS (например, автоматизированная система координации движения транспорта - Transportation Coordinator Automated Movement Server) и другие.

3. Система многонационального обмена информацией (Multinational Information Sharing - MNIS). Введенная в строй в I квартале 2013 года, эта АСУ предназначена для организации и осуществления обмена информацией между GCCS и системами управления вооруженных сил государств -партнеров в целях информационной поддержки планирования и проведения многонациональных военных операций. В состав MNIS входят: - Объединенная сеть боевых перевозок (Combined Federated Battle Logistics Network - CFBLNet), представляющая систему испытательных стендов и лабораторий по исследованию и тестированию совместимости АСУ стран, участвующих в многонациональных коалициях, членов НАТО и при необходимости других государств.

Объединенная региональная система обмена информацией (Combined Enterprise Regional Information Exchange System - CENTRIXS) - информационная цифровая среда, представляющая собой комбинацию сетевых приложений и услуг, позволяющих осуществлять обмен информацией и базами данных, обеспечивая при этом защиту информации.

Система круглосуточной поддержки CENTRIXS (Centrixs Surge Full-Time Equivalent (FTE) Support), а также программные продукты, предоставляемые в развитие CENTRIXS.

Информационный ресурс Pegasus/Griffin позволяет осуществлять совместное использование национальных и наднациональных АСУ для передачи по каналам связи грифованной информации.

Интернет-сервис UISS-APAN, который сочетает в себе преимущества неструктурированного доступа к информации (блоги, форумы) и структурированное сотрудничество (совместное использование файлов, календарей).

4. Объединенная система планирования и проведения операций (Joint Planning and Execution Services - J PES). Введенная в строй в I квартале 2013 года, JPES предназначена для информационной поддержки военных операций с использованием ИТ по автоматизированной обработке данных обстановки, представлению сведений согласно имеющейся системе отчетности, планирования, исполнения и контроля.

Она состоит из ряда подсистем: отчетности, планирования, исполнения, мониторинга, а также из инструментов: редактирования, быстрого запроса, управления, разрешения.

Система предназначена для гарантированного использования всеми участниками планирования и проведения военных операций одних и тех же словарей, процедур и баз данных.

Кроме того, существует значительное количество АСУ, автоматизирующих деятельность штабов, войск (сил) по территориальному или функциональному принципу (например, на отдельном оперативном направлении или по вопросам тылового обеспечения и т. д.).

Это такие GCCS-совместимые АСУ, как:
- глобальная система оперативного управления, объединенная с системой интегрированного представления изображений и разведки (Global Command and Control System-Joint Integrated Imagery and Intelligence);
- автоматизированная система обработки и анализа разведывательной информации (All-Source Analysis System);
- система формирования единой картины оперативной обстановки (Common Operational Picture);
- автоматизированная система управления тыловым обеспечением СВ (Battle Command Sustainment Support System);
- система автоматизированной координации движения транспорта (Transportation Coordinator Automated Movement Server);
- автоматизированная система управления армейского корпуса сухопутных войск (Army Tactical Command and Control System);
- автоматизированная система управления звена "бригада" и ниже (Force XXI Battle Command - Brigade and below);
- автоматизированная информационная система военной полиции (Military Police Management Information System);
- интегрированная сеть передачи информации министерства обороны (Defense Information Systems Network);
- объединенная сеть передачи данных (Joint Data Network) и другие.

Указанные АСУ характеризуют современный облик оснащения ВС США средствами автоматизации управления. Сильной стороной данных систем является то, что на их основе в вооруженных силах страны создается единая информационно-управляющая среда, которая позволяет осуществлять:
- сбор, хранение и анализ информации о действиях внешних и внутренних факторов на войска (силы), а также прогноз их развития;
- сбор, хранение, анализ и представление в необходимых формах информации о состоянии и возможностях своей системы управления, подчиненных и взаимодействующих систем;
- подготовку вариантов решения, их формализацию, формирование управляющих воздействий и доведение их до объектов управления.

Имеющиеся АС военного назначения (ВН) в перспективе будут заменяться другими, более совершенными. Среди долгосрочных решений прорабатывается идея создания единой для ВС США автоматизированной системы в результате эволюционного развития GCCS. Вместе с тем не исключается возможность разработки революционной АСУ на основе новой элементной базы и прорывных информационных и телекоммуникационных технологий.

В процессе совершенствования АСУ системы управления ВС США отмечались примеры неудач. Так, в 2000-е годы была предпринята попытка разработать и внедрить новую АСУ NECC (Net Enabled Command Capability) для замены GCCS. Однако данное направление работ по совершенствованию АС ВН было признано нецелесообразным, и в 2009 году они были прекращены.

Все вышеуказанные АСУ относятся к семейству систем, интегрированных с GCCS. Органы военного управления, войска (силы) используют данные системы в комплексе (в одном объединенном командовании - ОК - может использоваться несколько систем) в соответствии с решением ОК по организации управления. Состав и характер применения указанных систем ВН определяются видом вооруженных сил, в котором они используются (сухопутные войска, военно-морские или военно-воздушные силы, морская пехота или береговая охрана). Все стадии жизненного цикла указанных АСУ регламентированы документами нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США.

Основные документы нормативно-правовой базы по вопросам автоматизации системы управления ВС США. К числу таких документов по вопросам автоматизации системы управления относятся следующие:
- "Удерживая глобальное американское лидерство. Приоритеты военного строительства в XXI веке" (Sustaining U.S. Global Leadership. Priorities for XXI (st) Century Defense).
- Концепция строительства и применения ВС США "Единые силы-2020" (Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020).
- "Стратегический план развития специального агентства информационного обеспечения (министерства обороны) на 2014-2019 годы" (Strategic Plan D1SA 2014-2019).
В развитие указанных документов постоянно разрабатываются и издаются уточняющие и развивающие их содержание наставления, приказы, инструкции, циркуляры и т. д.

В данных документах отражены взгляды американского командования на:
- основные функции АСУ ВС США, в частности: управление войсками (силами), обеспечение данными обстановки, формирование в перспективе единого информационно-разведывательного пространства (ЕИРП);
- перспективы развития АСУ;
- принципы прохождения военной службы личным составом американских вооруженных сил и т. д.;
- принципы всестороннего обеспечения ВС США.

Одним из направлений реализации положений руководящих документов, в части касающейся ЕИРП в ВС США, является развитие АСУ путем внедрения перспективных информационных и телекоммуникационных технологий. Это обеспечивает информационное преимущество при действиях в различных средах: на суше, на и под морской поверхностью, в воздухе и космосе, в кибер-пространстве. Таким образом, создаются условия для достижения подавляющего превосходства и завоевания победы над противником.

Итак, в ВС США существует развитая система нормативно-правовых документов по вопросам автоматизации системы управления. В них, как правило, раскрываются назначение, решаемые задачи, составные части, порядок работы, требования по обеспечению безопасности информации, а также другие важные (актуальные) проблемы.

Что касается ВС США, то для решения этой задачи создана организационная структура, основными компонентами которой являются:
- управление информационных систем МО США;
- глобальная система оперативного управления (Global Command and Control System);
- система многонационального обмена информацией (Multinational information Sharing);
- глобальная система управления тыловым обеспечением армии-объединенная (Global Combat Support System - Joint);
- система объединенного планирования и исполнения (Joint Planning and Execution Services);
- GCCS-интегрирован-ные АСУ.

Системным организатором деятельности по созданию и развитию единой информационно-управляющей среды ВС США, в том числе в части касающейся создания и развития АСУ, является управление информационных систем министерства обороны США.

УИС, созданное 25 июня 1991 года, предназначено для:
- формирования ЕИРП в ВС США;
- достижения и поддержания информационного превосходства путем сбора, обработки и распространения непрерывного потока информации заинтересованным пользователям;
- создания инфраструктуры информационного пространства.

Под единым информационным пространством в ВС США понимается исчерпывающая информация (базы данных, знаний и т. п.), складывающаяся из стандартизованных (классификаторы, словари, справочная литература и т. п.), централизованных (приказы, распоряжения, сигналы и т. п.) и обновляемых (донесения, доклады, сведения, отчетные материалы и т. п.) сведений, находящихся в автоматизированной технологичной инфраструктуре, которая включает: технические (серверы, дата-центры, ПЭВМ и т. д.) и программные (общие и специальные программы и т. д.) продукты.

В настоящее время персонал УИС включает более 14 тыс. человек, работающих в 90 странах по всему миру. Бюджет агентства в 2014 году составил более 8 млрд долларов США.
УИС определило следующие наиболее перспективные технологии, которые необходимо развивать в целях совершенствования АСУ:
- высокопроизводительные оптические сетевые технологии со скоростью 100 Гбит/с и выше;
- отказоустойчивые сетевые технологии, способные противостоять как естественным угрозам окружающей среды, так и кибератакам;
- "облачные" технологии;
- технологии массово-параллельной обработки больших объемов данных;
- технологии управления;
- мобильные технологии.

Для поиска и внедрения новых идей в области автоматизации управления Пентагон продолжает активно привлекать к сотрудничеству другие министерства и ведомства, представителей гражданского научно-технического сообщества и коммерческих структур страны. В этих целях УИС поддерживает интернет-ресурсы (например, Forge.mil), предназначенные для привлечения на коммерческой основе различных заинтересованных лиц и структур в проектах ВС США с использованием технических возможностей военного ведомства. В дальнейшем управление планирует расширять использование интернет-ресурсов, в том числе путем интеграции с аналогичными гражданскими ресурсами (в частности, с GitHub.com).

Отсюда следует, что УИС является главной организацией, занимающейся вопросами автоматизации системы управления ВС США.

Таким образом, американское руководство уделяет серьезное внимание задачам автоматизации управления вооруженными силами. Ключевые направления деятельности по автоматизации системы управления ВС США подробно регламентированы нормативно-правовой базой. В указанных документах отражены основные взгляды командования на автоматизацию системы управления, существовавшие в 2000-е и в 2013-2014 годах, а также на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020-го.

Основные взгляды на автоматизацию системы управления, существовавшие с 2000 по 2013 год, были сформулированы в 2000-м. По мнению западных экспертов, это позволит:
- сохранить радиочастотный спектр, используемый АСУ ВС США;
- обеспечить информацией соответствующих должностных лиц;
- повысить оперативность и защищенность беспроводных сетей связи;
- предоставлять услуги АСУ при борьбе с терроризмом, в условиях боя, а также в критических условиях окружающей среды;
- повышение качества услуг АСУ. Основные взгляды на те же процессы, сформулированные в 2014 году, сводятся к необходимости:
- формирования информационно-управляющей среды в условиях войны и мира;
- обеспечения информацией военных операций на удаленных ТВД в Центрально-Азиатском регионе (особое внимание при этом обращается на развитие направления телевидеоконференций в защищенном режиме);
- координации планов и работы с другими ведомствами, формирующими информационно-управляющую среду в США и за ее пределами в интересах национальных ВС;
- Обеспечении информационного превосходства над любым противником в плане ответа на вопросы: что, где и когда.

В целях реализации этих задач представлены три направления развития АСУ:
- построение независимой инфраструктуры;
- развитие подсистем управления, контроля и обмена информацией АСУ;
- надежная эксплуатация и полноценное обеспечение АСУ.

Выработаны восемь механизмов реализации указанного плана развития: приобретение; контракты; машиностроение; управление информацией и знаниями; люди; планирование; ресурсы; радиочастотный спектр.

Основные взгляды американского руководства на перспективу автоматизации системы управления на период до 2020 года были сформулированы в 2014-м:
- развитие сформированной информационно-управляющей среды;
- закрепление лидирующего положения АСУ управления ядерными силами США по сравнению с аналогичными системами других стран;
- развитие концепции применения АСУ управления кибернетическими операциями;
- повышение быстродействия АСУ;
- глобальная оборона от деструктивных элементов;
- развитие "облачных" технологий в интересах ВС США;
- совершенствование мобильных технологий в интересах ВС.

Решение указанных задач возложено на DISA, которое обеспечивает потребности в информации по военным вопросам президента, вице-президента, министра обороны, КНШ, командующих видами ВС США, а также других пользователей АСУ МО страны.

В американских вооруженных силах создана четко структурированная, широко разветвленная сеть АСУ, включающих в себя как GCCS, так и GCCS-совместимые автоматизированные системы.

Вместе с тем очевидно, что слабой стороной рассмотренных АСУ является их многообразие, дублирование функций, сложность использования потребителями.

Руководство страны предпринимает шаги для создания единой унифицированной АСУ, которая позволит достичь информационного превосходства над противником с соблюдением современных требований к данным системам. Как постоянную можно рассматривать тенденцию повышения качества управления за счет внедрения более совершенных технических, программных, информационных, лингвистических, организационных и других решений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.